| |
[Биография] [Classix Nouveaux] [Rockets] [Sal Solo Band]
И С Т О Р И Я Г Р У П П Ы
«Этот квартет позеров,
предводительствуемый певцом и мультиинструменталистом Салом Соло,
применял как синтезаторы, так и привычные для рок-музыки инструменты
(гитара, бас, барабаны, саксофон) для произведения талантливого, хотя
довольно-таки бессодержательного данс-рока, который в их исполнении был
крайне претенциозным, но, в то же время, не лишенным и
привлекательности» – «Trouser Press».
Британская группа
CLASSIX NOUVEAUX была образована в августе 1979 на северо-востоке
Лондона вокалистом Салом Соло, обаятельным и эксцентричным до
бритоголовости уроженцем престижного района Хертфордшир, чей певческий
стиль совмещался с синтезированными танцевальными ритмами ансамбля. В
начале 80-х Соло являлся любимцем молодежных и музыкальных журналов
(особенно его привечал «Flexi-pop», который запомнился тем, что в своем
первом номере окрестил Гари Ньюмана «жирным белым слизняком»). Вместе с
ним начинали бас-гитарист Мик Суини, ставший творческим партнером Соло,
ударник БиПи («Биг Поль» - «большой Поль») Хардинг и гитарист Джек
Эйрпорт. Хардинг и Эйрпорт до этого участвовали в довольно известной и
популярной панковой группе X-RAY SPEX (на счету которой уже было
несколько хитов и успешный альбом), а Сал и Мик поиграли в
«нововолновой» NEWS. Выбором названия новый ансамбль как бы подчеркивал
свою приверженность роковым традициям, поданным в современной
электронной упаковке: американский журнал «The Rolling Stone»
охарактеризовал музыку ансамбля как «перекресток между «евродиско» и
синтезаторным роком».
Начинали репетициями,
затем дали пробное выступление в одном из клубов района Бедфорд
(Лондон), а три недели спустя, 23 августа 1979-го, состоялся их
официальный дебютный гиг в тоже лондонском клубе «The Music Machine»
(будущий «Camden Palace» Стива Стрейнджа и Расти Игана), на «разогреве»
у панк-группы OPPOSITION. На афише было, кстати, написано «CLASSIX
NOUVEAUX, бывшие X-RAY SPEX». Сентябрь и октябрь они провели в
выступлениях в других клубах английской столицы – «The Nashville» и
«Electric Ballroom», после чего их приметил Фалькон Стюарт, менеджер
ADAM AND THE ANTS, которые на тот момент еще не стали чарт-группой.
Результатом этого стали осенние гастроли
CLASSIX
в роли поддержки у ААТА.
С начала 1980 наши герои стали часто появляться в престижных клубах и
танцевальных залах Лондона и постепенно, как вспоминал позже Соло,
«создали себе аудиторию из панков, рокабилли и просто случайных людей».
Реальность достаточно
долго расходилась с амбициями ансамбля, но упорный труд понемногу
приносил дивиденды. Уже весной CLASSIX смогли «засветиться» в передаче
«The Robots Dance» на «Capital Radio». Август 1980 ознаменовался выходом
на небольшой независимой фирме «ESP Records» дебютного сингла группы,
записанного на радиосессиях «The Robots Dance», с лирикой на популярную
в то время тему о неизбежном в будущем подчинении людей роботам и
технологии, и поразительным фальцетным визгом Сала в финальной части.
Сингл заявил о себе на клубной сцене Лондона, более того - он приобрел
широкий «культовый» успех и, как следствие, в конце сентября вошел в
«независимый» хит-парад Британии. Там сингл пробыл три месяца и поднялся
до представительной 22-й строчки.
Незадолго до его выхода
в составе CLASSIX произошла первая перестановка – Джек Эйрпорт был
заменен бывшим участником одного из первых панковских ансамблей, EATER,
Гари Стидманом. Вскоре CN, уже пользовавшиеся серьезным успехом в
андеграундных кругах, при посредстве Стюарта заключили контракт с фирмой
«Liberty», подразделением концерна «EMI», на которой в конце того же
года и был издан их второй сингл «Nasty Little Green Men» – на сей раз,
о пришельцах, другой актуальной теме периода. С ним команда впервые
появилась на телевидении, в одной из программ канала «Thames TV». В
сентябре музыканты выступали на известном фестивале «независимых» групп
«Futurama» в Лидсе. К тому времени они уже достаточно высоко
котировались в лондонской клубной «неоромантической» среде - Сал позже
вспоминал: «Мы очень удивились, когда в одной из музыкальных газет была
напечатана статья о «неоромантиках», и нас упоминали в этой статье в
одном ряду с такими группами, как ULTRAVOX и JAPAN. На самом деле, у нас
не было с ними ничего общего, за исключением склонности ярко одеваться и
электронного акцентирования в музыке. Те группы уже выпустили по два-три
альбома, однако они слишком опережали свое время. Однако наше время
пришло в 1981-м, когда все вдруг стали краситься, одеваться в глупые
одежды и желали быть «новыми романтиками»!»
А в феврале 1981 вышел
новый сингл «Guilty», позже вошедший в дебютный альбом CLASSIX. На
оборотной стороне его поместилась программная пьеса того периода истории
группы, «Night People», давшая вскоре название дебютному диску ансамбля,
но сама в него не вошедшая. По своему звучанию и настроению вещица
прекрасно вписалась бы в саундтрек к фильму типа «War of the Worlds».
Сингл оказался первым британским хитом группы Соло, поднявшись до 43-го
места в хит-параде (тогда «Тор-75»), стал известен в Австралии, где
встал на №14 в хит-параде Мельбурна, и даже приобрел популярность даже в
США и занял 66-ю позицию в танцевальном списке журнала «Billboard», а
клип под него имел успех на раннем «MTV». Сегодня «Guilty» – самая
известная вещь CLASSIX за океаном.
В первой половине 1981
компания «EMI Records» издала в Англии пластинку «Silly Not to
Terpsichore». Для того времени это была достаточно смелая попытка
объединить в рамках одного альбома группы британской «новой романтики»,
японского технопопа и «новой немецкой волны». Для нас этот релиз
интересен тем, что на него попали три номера, непосредственно связанные
с CLASSIX NOUVEAUX. Первым из них был М.А.О., сольный проект Мика Суини,
с песней «Friend for a Day». Инструментально это творение было вполне
типично для основного ансамбля Мика, отличалось же чуть более активным
применением электроники и отсутствием фальцетного вокала Сала Соло.
Вторым проектом был дуэт AIRPORT AND DEAN, организованный Джеком
Эйрпортом; его композиция «Blonde Darlings», в общем, довольно походила
на песню М.А.О. Стоит заметить, что на протяжении 1981-1982 в
«неоромантических» кругах было довольно много разговора об AIRPORT AND
DEAN, хотя в реальные дивиденды (в виде чартовых позиций) они, разговоры
эти, не вылилились. Закрывала же компиляцию (на тот момент уже) старая
песня CLASSIX NOUVEAUX «The Robots Dance».
Сами же музыканты в
первой половине 1981 гастролировали по Великобритании, совершив два
тура, в которых оттачивали свое красочное театрализованное шоу. Первым
из этих турне стало экспериментальное мероприятие – «2002 Review», в
котором воплотилась идея Сала о том, чтобы собрать на одну гастроль
молодые и многообещающие группы. Так на британской рок-сцене
дебютировали «готическая» группа Кирка Брэндона THEATRE OF HATE,
роботизированный данс-проект SHOCK, авангардная электронная команда
EYELESS IN GAZA и синтипоп-бэнд NAKED LUNCH.
Участием в этом действе
CLASSIX NOUVEAUX заслужили восторги прессы, после чего отправились в
изнурительный полномасштабный британский тур. На «разогрев» приглашали
тогда еще юных и только начинавших DEPECHE MODE (во времена-то были!),
однако базилдонские молодцы отказались (что было довольно смело, ведь по
своему положению в тогдашней иерархии новых «звезд» CLASSIX находились
куда выше «депешей»). Мартин Гор позже говорил, что участие в этом турне
безвозвратно привязало бы группу к движению «футуристов», от
принадлежности к которому они в то время тщетно пытались отбрыкаться.
Однако с DM или без них,
а турне состоялось и было очень успешно. Завершил его в июне концерт в
знаменитом лондонском зале «Hammersmith Palais», который «разогревали»
американские синтипопперы OUR DAUGHTER`S WEDDING (это у них «Lawnchairs
are everywhere»). Сие выступление оказалось приурочено к изданию
дебютного лонгплея «Night People», который участники ансамбля
продюсировали сами. Его холодное «футуристическое» звучание в сочетании
с хрупкой романтикой дало результатом искусные поп-песни. Здесь и
«Tokyo», этакая «футуристическая» стилизация под «ска», и «готический»
рок «The Protector of Night», и гитарная антивоенная «Soldier», и
драматичная, рассказывающая об эмоциональной изоляции и самоубийстве «Or
a Movie», ну, и так далее - много хороших, добрых песен.
Известность к квартету
пришла вместе со своей обратной стороной: «высоколобая» рок-пресса не
приняла его музыку. «Trouser Press» отозвался на пластинку так: «Пара
приятных треков (особенно выделяется «Guilty»), достаточно мелодичных и
прямолинейных, чтобы считаться песнями, в остальном же - пустые
инструменталки и дурацкие научно-фантастические нарративы». «New Musical
Express» был бескомпромиссен: «Атмосфера банальности проявляется в
агонизирующей бездарности, пошлых текстах, стерильности, в общем, в
беспробудном дилетантстве». «Модный» имидж и эклектичный танцевальный
рок в духе «новых романтиков» вызвали разочарование у тех из критиков,
кто возлагал надежды на молодую команду.
Справедливости ради,
нужно сказать, что уже на дебютном альбоме CLASSIX NOUVEAUX в общих
чертах прорисовали свою, причем, хоть и не уникальную, но вполне «свою»
исполнительскую манеру - здесь и булькающий бас в духе Мика Карна
(JAPAN), и готические синтезаторно-гитарные риффы, и
колоратурно-сопрановые подвывания Сала, от которых мороз шел по коже.
Конечно, чувствовалось в музыке влияние таких ансамблей, как ULTRAVOX,
VISAGE или JAPAN, да и амбициозных «глэмщиков» вроде ROXY MUSIC и Дэвида
Боуи, однако музыканты смогли звучать вполне интересно, благодаря чему у
них появились преданные поклонники. Впрочем, нужно заметить, что
основные характеристики звучания CN с тех пор мало менялись от пластинки
к пластинке и кто знает, может быть, именно из-за подобной незыблемости
группа так и не обрела успеха и известности, сравнимых с тем же самым у
DURAN DURAN, SPANDAU BALLET или JAPAN.
После выхода альбома
CLASSIX отправились в США на первое и единственное клубное турне с целью
поддержки своего дебюта, изданного за океаном под именной маркой
коллектива (несущественная подробность - один из первых концертов
британцев открывали будущие американские суперзвезды, группа HUEY LEWIS
AND THE NEWS). По своей пресловутой традиции, тамошние издатели изменили
порядок и названия песен на пластинке, впрочем, на коммерческой судьбе
диска это не отразилось. То есть, никакого успеха он не имел. Всего же «Night
People» были выпущены в двадцати семи странах, включая такие
экзотические, как Индия, Филиппины и Боливия; в нескольких лонгплей
попал в чарты, и музыканты совершили мировое турне, во время которого
посетили со стадионными концертами одиннадцать государств. Самыми
восторженными оказались Скандинавия, Югославия и Португалия – здесь
CLASSIX NOUVEAUX получили «серебряные» диски за продажи своего лонгплея;
а вот на родине музыкантов альбом «шумнуть» не сумел и дальше 66-го
места в чартах не двинулся (впрочем, для дебюта любая позиция в чарте
хороша). Выпущенный незадолго перед альбомом сингл «Tokyo» вошел в
британскую «Тор-75» (№67), а в августе в том же списке оказался и
возымел в ем умеренный успех классный сингл «Inside Outside» (№45).
Группа уже заложила довольно прочный фундамент, однако большинство ее
достижений носило именно такой вот умеренный и «недохитовый» характер.
В ноябре 1981 парни
начали под руководством известного продюсера Колина Торстена работу над
своим вторым лонгплеем «La Verite», более поп-ориентированным проектом.
Тогда же появился первый плод работы над ним, сингл, «Never Again (The
Days Time Erased)». Отличная песня с узнаваемой мелодией, она поднялась
на 44-е место в списках хитов. Альбом был выпущен весной следующего
1982-го, однако не сумел вывести ансамбль в «высшую лигу» и также стал
44-м, только на этот раз в номинации лонгплеев. Одно хорошо – CLASSIX,
наконец, пробились в заветную британскую «Тор-40»: их очередной миньон,
риторический «Is It a Dream?», который подкрепил яркий (по тем временам)
видеоклип, в марте поднялся аж до 11-й строчки списка. То был крупнейший
и – один из последних «списочных» успехов наших героев. Упрочить его
парням не удалось, и уже следующий сингл, «Because You`re Young»,
добрался лишь до 43-го места. Нет, никак у «Классиков» не ладились
отношения с хит-парадами.
Ситуацию с отзывами
критиков новому лонгплею переломить не удалось: «на пути к усложнению и
чванству» («Trouser Press») бэнд, вопреки своим склонностям, произвел
«бесцветную, безвкусную и безэмоциональную музычку – «нововолновую»
попсятину, содержащую столько же удивительных находок, сильных мелодий и
интригующей лирики, сколько волос содержит голова его вокалиста»
(«Sounds»). А вот мнение «New Musical Express»: «Невероятно безликая
запись, которую легко можно принять за подновленных НОТ CHOCOLATE или
LINDISFARNE».
Но своя музыка у
квартета уже сложилась - более того, многих молодых исполнителей уже
сравнивали с CN. Так, критик журнала «Sounds» в рецензии на дебютный
альбом группы TALK TALK, «The Party`s Over», написал примерно следующее:
«TALK TALK старомодны и мыслят шаблонно (...) Но мне кажется, что у них
есть что-то, что выгодно отличает их от CLASSIX NOUVEAUX, которых эта
пустышка немедленно воскрешает в памяти своими смехотворной помпезностью
и абсолютной неслушабельностью».
Впрочем, неплохой
финансовый успех пластинок обеспечил музыкантам достаточно безбедное
существование, да и спрос на них как на концертный состав был высок. В
течение года CLASSIX интенсивно гастролировали, «раскручивая» альбом – в
апреле было проведено двухнедельное общебританское турне, после чего
парни отчалили за границу – концертировали по странам соцлагеря (Венгрия
и Чехословакия), выступали в Индии, а также стали первой западной
поп-группой, посетившей Шри-Ланку. Альбом, тем временем, хорошо пошел на
рынках музыкальной периферии – получил «золото» в Австралии и «сделал»
музыкантов просто суперзвездами в Португалии, где «La Verite» возглавил
альбомный чарт, «Is It a Dream?» лидировал в списке синглов, а видео на
него было №1 на телевидении. Еще сингл победил в хит-параде Боливии.
Кроме того, в тот год CN были ремаркабельно популярны в Швеции - сингл
«Never Again» пробился на 19-е место тамошней топ-двадцатки синглов,
альбом «Night People» в начале года достиг 11-го места, а «La Verite»
чуть позже поднялся до 17-й позиции. Тогда же состоялся и единственный
шведский тур «Классиков» - в поддержку первого альбома.
Однако, несмотря на весь
этот успех, в конце года ряды ансамбля поредели на Стидмана, которого
заменил горячий финский парень Джими Сьюмен. Также к составу
присоединился клавишник Пол Дэвид Уилсон, бывший участник
«неоромантической» группы CUDDLY TOYS. В виде квинтета парни записали
неальбомный сингл «The End… or the Beginning?», который был выпущен еще
и как «иллюстрированный диск». Но, видимо, публика не поняла намека,
заключавшегося в названии, и сингл стал именно концом - концом чартовой
карьеры парней (по крайней мере, на родине). Которая завершилась
довольно скромным 60-м местом в британском чарте.
На запись следующего
альбома CLASSIX, «Secret», фирма «EMI» выделила большой бюджет и
пригласила известного продюсера Алекса Садкина, ставившего звук, среди
прочих, Грейс Джонс, DURAN DURAN и THOMPSON TWINS. Этот диск,
выдержанный в стилистических рамках технопопсового мейнстрима, обозначил
явный уклон к дискотечной музыке. «Trouser Press»: «Пригласив студийных
музыкантов и применив духовые инструменты и прочие роскошества,
музыканты предприняли более агрессивную и ритмичную атаку на танцпол с
громкими, энергичными номерами вроде «All Around the World» и «No Other
Way». В то же время, на пластинке нашлось место и творениям более
рафинированным и текстурированным (в духе JAPAN), и даже обаятельной
поп-песне «Forever and a Day». И пусть вокал Соло по-прежнему остается
наименее привлекательной составной частью музыки группы, впечатляющее
разнообразие и сложность материала делают «Secret» лучшим альбомом
CLASSIX NOUVEAUX. И его даже стоит послушать по второму разу». Впрочем,
вот мнение «New Musical Express»: «После так обнадежившего всех нас
восемнадцатимесячного отсутствия они вернули себе место напыщенных
чудаков, своим безвкусием вдохновивших ранних FIXX, TALK TALK, H2O, BLUE
ZOO и прочих».
Как всегда в таких
случаях, музыканты отправилась на гастроли, во время которых сыграли
самый крупный стадионный концерт в своей истории – в столице Финляндии,
городе Хельсинки, послушать наших героев собралось аж двадцать пять
тысяч человек. Кроме того, в это время правительство Польши решило
отменить военное положение и разрешило западным группам въезд в страну.
Первыми тамошними «звездами» и стали CLASSIX – весной 1984 они провели
крупный тур, в течение которого наверху польских чартов побывали их
синглы «Never Never Comes» (№2) и «Heart from the Start» (№1 в течение
пяти недель). Впоследствии польская аудитория стала чуть ли не основным
потребителем продукции коллектива, и каждый сингл его или соло-релиз
Сала попадал как минимум в тамошний «Тор-10», а местный фан-клуб
ансамбля насчитывал в себе десять тысяч членов (!). Примерно столько же
человек составляло среднюю аудиторию каждого концерта.
Однако состав начало
лихорадить: Джими Сьюмен был заменен на Рика Дрисколла, БиПи Хардинг –
на Пола Тарли, а Рик Уилсон - на Энди Квинта, также в концертный состав
вошел индийский музыкант-перкуссионист Пандит Динеш, также
сотрудничавший с британским «нововолновым» электродуэтом BLANCMANGE.
CLASSIX NOUVEAUX осчастливливали своим посещением польску строну и стали
первым западным ансамблем, проведшим по Польше аж три турне, после чего
в 1985 сыграли свои последние выступления в качестве группы в Лондоне и
Испании. К тому времени из «золотого» состава группы в ней остался лишь
лидер, Сал Соло…
Распад CLASSIX NOUVEAUX
не стал шоком для широкой публики в Британии и США – за все время своего
существования ансамбль так и не смог в этих странах выбраться из
«культового» статуса. Заметим, что он пользовался большим
успехом на континенте, нежели на собственной родине, – их не совсем
мелодичные альбомы не смогли увлечь широкую аудиторию соотечественников.
Участники ансамбля
занялись кто чем - Мик Суини вскоре переехал в Лос-Анджелес, но до сих
пор чего-то мухоморит в шоу-бизнесе; Стидман в 1985 вошел в состав A
FLOCK OF SEAGULLS, а затем покинул музыкальный бизнес, женился и сейчас
занимается продажей недвижимости; Хардинг подвизался в качестве
роуд-менеджера, а затем уехал в США и сейчас работает в сфере поставок;
Сьюмен вернулся в Финляндию и продолжил карьеру в местном музыкальном
бизнесе, продюсирует группы и изредка, под настроение, выпускает сольные
пластинки; Рик Дрисколл выступал в аккомпанирующих группах у Стива Харли
и Элисон Мойет, а сейчас работает сессионным музыкантом; Пол Тарли
сформировал группу на пару с гитаристом KAJAGOOGOO Стивом Эскью, а потом
бросил музыку, женился и переехал в Испанию; Энди Квинта стал соавтором
оказавшейся мощным международным хитом песни Джона Фарнэма «You`re the
Voice», а также гастролировал с австралийской группой ICEHOUSE; Пандит
же Динеш с тех пор стал самым известным и востребованным индийским
перкуссионистом и по сей день записывается и гастролирует с множеством
известных и не очень исполнителей.
Однако карьера Сала Соло
была самой заметной - вскоре после распада CLASSIX NOUVEAUX он принял
приглашение французских электропопперов ROCKETS занять место их
вокалиста, и в 1984-1986 «Ракеты» записали с его помощью пару альбомов и
несколько синглов. Первые опыты были успешны - сингл «Under the Sun»
вошел в «Тор-20» в Италии и группа провела турне, в котором вместе с
Салом участвовал и барабанщик CLASSIX NOUVEAUX Пол Тарли; естественно,
на концертах исполнялись две-три песни из репертуара CN. Однако затем
музыканты сменили имидж и название - на ROKETZ, музыка группы стала
менее электронной, более танцевальной и тяготеющей к британскому попсу
того периода. Это, тем не менее, вышло им боком - на британский рынок
они не пробились, а подавляющую часть своей континентальной аудитории
растеряли. Как результат, в 1987-м распался и этот ансамбль.
Также Соло, решив
соответствовать фамилии, начал сольную карьеру, и в начале 1985 второй
раз в своей жизни попал в «Top-40» британских чартов и в очередной раз –
на вершину чартов польских, на сей раз, с хитом «San Damiano (Heart and
Soul)» (№15), вдохновленным его паломничеством (на пару с Ником Беггсом
из KAJAGOOGOO) в титульное место в 1983: к этому времени Сал открыл для
себя Христа и начал очень активно нести католическую веру в массы. Сингл
попал на дебютный сольник Сала «Heart and Soul», который также включил
несколько песен, записанных CLASSIX NOUVEAUX («Heartbeat», «Poland» и
«Shout! Shout!» - их последний польский №1), и перезапись вещи «Contact»
из репертуара
ROCKETS.
Тогда же прошел последний тур певца по Польше.
Развить успех со
несколько нетрадиционной для поп-музыки религиозной, да еще и
католического толка, тематикой ему предсказуемо не удалось, и в 1987,
после выпуска дискуссионного сингла «How Was I to Know?», посвященного
проблеме абортов, вокалист отошел от коммерческого шоу-бизнеса,
углубившись в свои религиозные взгляды и переживания. Он на какое-то
время вообще выпал из музыки, вел колонки в христианских газетах и
передачи на соответствующих радиостанциях, после чего снова решил
записываться, естественно, кардинально сменив направление - его музыка
стала акустической, с примесью рока, госпела и церковных песнопений.
Ныне Сал возглавляет собственную христианскую рок-группу со свежим
названием SAL SOLO BAND и выпускает пластинки, в коих славит Христа, и
которые отнюдь не критикуются критиками христианских изданий (хоть
теперь у Сала сложились отношения с газетчиками!).
На фронте пластинок
CLASSIX NOUVEAUX со второй половины 90-х произошли кое-какие изменения.
В 1997 фирма «EMI» в рамках своей серии «EMI Gold» издала вполне корявый
сборник «The Very Best of» (в некоторых странах продавался как «The Days
Time Erased») с не очень вразумительной подборкой песен и разнящимся на
обложке и на пластинке хронометражем песен. В 2002, при посредстве фирмы
«Cherry Red» увидел, наконец-то, свет на CD альбом группы – для релиза
был выбран самый популярный, «La Verite», добитый еще и двумя би-сайдами
с синглов того периода. А в 2003-м фанаты ансамбля получили просто-таки
царский подарок - на CD был выпущен дебютный диск CLASSIX NOUVEAUX, «Night
People», обогащенный аж семью бонус-треками (это ранние синглы и
би-сайды). Также был переиздан сборник «The Very Best of» - с иной
обложкой и измененным (в целом, улучшенным) треклистом. Песни CLASSIX
нашли отражение и на расплодившихся в 90-е сборниках музыки 80-х -
правда, американские компиляции если и содержат что-либо из репертуара
ансамбля, так единственно песню «Guilty», а европейские предпочитают
ограничиваться «Is It a Dream?»
|
|